Глава 5. Определение способа закупки и процедура выбора поставщиков
Статья 12. Определение способа закупки
Заказчик самостоятельно определяет способ закупки и форму ее проведения.
При выборе способа закупки Заказчик закупки определяет способ закупки исходя из совокупности возможных выгод от использования именно данного способа и суммарных затрат на его проведение.
Основной формой любой закупочной процедуры является открытая форма, принять участие в которой (получить закупочную документацию и подать заявку на участие в процедуре) может любое лицо.
Статья 13. Виды процедур закупки и условия их использования
1. Выбор поставщика осуществляется с помощью следующих процедур закупки:
1) конкурс;
2) запрос ценовых котировок;
3) запрос предложений;
4) конкурентные переговоры;
5) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
6) дополнительные элементы закупочных процедур.
Конкурс, запрос ценовых котировок, запрос предложений могут проводиться в электронной форме с соблюдением требований настоящего Положения.
Информация о проведении указанных процедурах размещается в сети Интернет на официальном сайте о размещении заказов, официальном сайте Заказчика.
При проведении процедур закупки в электронной форме, порядок их проведения определяется действующими регламентами электронных торговых площадок и настоящим Положением.
2. Основными закупочными процедурами являются открытый конкурс, открытый запрос котировок цен. Применение иных процедур закупки возможно только в случаях, предусмотренных частями 3-5 настоящей статьи.
1. Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью конкурса может проводится при закупках продукции средней и высокой степени сложности, либо простой продукции в значительных объемах. В целях настоящего Положения под конкурсом понимается продолжительная (не менее 21 день) процедура торгов в форме конкурса, предусматривающая формальный запрос технико-коммерческих предложений (оферт) с выбором победителя по лучшей совокупности условий исполнения договора и с обязанностью Общества заключить договор с победителем такого конкурса.
2. Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью запроса ценовых котировок может осуществляться, если предметом закупки является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, для которых существует функционирующий рынок, а так же в случаях, когда для Заказчика единственным оценочным критерием (при соблюдении Участниками иных требований, установленных в конкурсной документации) выступает цена предложения. Запрос ценовых котировок также проводится при закупках простой продукции, для которой существует сложившийся рынок при условии, что планируемая стоимость закупки (в т.ч. - объединенной или многолотовой закупки) не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей (без налога на добавленную стоимость).
3. Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью запроса предложений может осуществляться, если предполагается заключение договора на закупку: информационных, юридических, консультационных услуг, услуг по организации выставочной деятельности, образовательных услуг, проведение научно-исследовательских или технологических услуг и работ, разработку дизайна продукции, изготовление и поставку макетов продукции, поставку полиграфической, канцелярской, подарочной, сувенирной и наградной продукции с логотипом или фирменным дизайном заказчика, оказание услуг и выполнение работ в случаях, когда Заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации продукции или определить характеристики услуг или если в силу технических особенностей продукции необходимо уточнить характеристики продукции, а также в специальных случаях поставки продукции, предусмотренных настоящим Положением.
Запрос предложений также может проводиться вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств (либо для их предотвращения) или обстоятельств непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах.
В целях настоящего Положения под запросом предложений понимается непродолжительная (не менее 14 дней) процедура формального запроса технико-коммерческих предложений (оферт) с выбором победителя по лучшей совокупности условий исполнения договора и без обязанности Общества заключить договор по результатам такой закупочной процедуры.
4. Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью конкурентных переговоров может осуществляться, если предполагается заключение договора на закупку информационных или консультационных услуг, проведения научных исследований, когда Заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации продукции или определить характеристики услуг или если в силу технических особенностей продукции необходимо провести переговоры с поставщиками. Конкурентные переговоры проводятся при закупках особо сложной продукции, когда организатор закупки не может изначально сформулировать достаточно точные требования к продукции или условиям договора. В целях настоящего Положения под конкурентными переговорами понимается процедура средней продолжительности (не менее 5 дней) слабо формализованного обмена предложениями по условиям заключаемого договора с выбором победителя по лучшей совокупности условий заключения договора и без обязанности Общества заключить договор по результатам такой закупочной процедуры.
5. При размещении заказа у единственного поставщика договор заключается напрямую с поставщиком, без использования конкурентных процедур.
Прямые закупки (у единственного источника) могут проводиться по решению Заказчика закупки, в одном из следующих случаев:
- при закупке на сумму не более 100 000 (сто тысяч) рублей без налога на добавленную стоимость;
- вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств (либо для их предотвращения) или обстоятельств непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах, в связи с чем применение иных процедур неприемлемо;
- если процедура закупки признана несостоявшейся в связи с подачей единственной заявки, а указанная заявка и подавший ее участник признаны приемлемыми;
- если процедура закупки признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок или если все заявки были отклонены, а проведение новых процедур нецелесообразно;
- наличие срочной потребности в товарах, работах, услугах, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно;
- продукция может быть получена только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) и отсутствует ее равноценная замена, в том числе заключение договора с лицом, производящим закупаемую продукцию в условиях естественной монополии;
- проводятся дополнительные закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости товаров или преемственности работ, услуг с ранее приобретенными, новые закупки должны быть сделаны только у того же поставщика;
- при приобретении дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект договора, но не отделяемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств;
- при приобретении товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
- осуществляется закупка у дочерней или зависимой компании, специально созданной для производства каких-либо товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- осуществляется закупка у физических лиц путем заключения с ними гражданско-правовых договоров;
- при приобретении маркетинговых исследований;
- если поставщик обладает уникальной компетенцией на рынке закупаемой продукции;
- в особых случаях по решению Генерального директора Общества;
- в случаях продления рамочного договора, заключенного по фиксированным единичным расценкам (тарифам).
- наличие иных обстоятельств требующих проведения закупки именно у единственного поставщика;
6. Дополнительные элементы закупочных процедур.
В целях настоящего Положения под дополнительными элементами закупочных процедур понимаются процедуры или их элементы, которые сами по себе не являются процедурой закупки и по их результатам не может быть заключен договор. Дополнительные элементы закупочных процедур могут применяться только в рамках или совместно с закупочными процедурами.
К дополнительным элементам закупочных процедур относятся:
- предварительный квалификационный отбор;
- многоэтапные процедуры;
- переторжка.
Предварительный квалификационный отбор может проводиться в рамках конкурса или конкурентных переговоров в случаях, когда квалификация будущего поставщика (опыт работы, деловая репутация и наличие ресурсных возможностей) играет ключевую роль в успешном проведении закупочной процедуры и исполнении договора.
Многоэтапные процедуры в рамках запроса предложений или конкурса могут проводиться в случаях, если Заказчик не может составить достаточно четкие требования к закупаемой продукции или условиям договора, в связи с чем ему необходимо привлечь предложения участников, провести переговоры с ними и уточнить свои требования.
Переторжка проводится в случаях, когда, по мнению Заказчика, указанные в заявках цены могут быть улучшены в интересах Заказчика.
Закупки путем участия в процедурах продаж могут проводиться на официальном сайте Заказчика, а с 01.07.2012 года на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Проведение процедур в закрытой форме допускается в случаях, когда содержащиеся в закупочной документации сведения о закупаемой продукции либо информация о самом факте закупки составляют государственную или коммерческую тайну или когда открытая публикация информации о закупке может привести к негативным последствиям для Заказчика.
Заказчик при проведении закупочной процедуры в закрытой форме определяет перечень поставщиков, приглашаемых к участию в такой процедуре, при этом их число должно быть не менее трех (кроме случая, когда необходимую продукцию могут поставить только два поставщика). Сведения о приглашенных к участию в закрытых процедурах поставщиках не подлежат разглашению.
Заказчик вправе принять решение о применении вышеперечисленных процедур в иных ситуациях либо особой процедуры закупки, не предусмотренной настоящим Положением, в случаях, когда вышеперечисленные процедуры не позволят достичь необходимого результата.
8. Конкурс, запрос предложений и конкурентные переговоры могут проводиться в несколько этапов. Многоэтапная процедура проводится при размещении заказа в случаях, когда Заказчик не имеет возможности четко и однозначно установить требования к закупаемой продукции и к условиям заключаемого договора.
9. Конкурс, запрос предложений может проводиться с переторжкой по решению Заказчика.
10. В том случае если Заказчик планирует заключить договор с несколькими участниками процедуры закупки на условиях, предложенных победителем процедуры закупки, Заказчик обязан включить сведения об этом в документацию процедуры закупки.
11 . Заказчик вправе в требованиях к продукции указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при этом в требования должны быть указаны слова «или аналог» («или эквивалент») с указанием критериев определения соответствия аналога (эквивалента).
Указание в требованиях к продукции на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, наименование места происхождения товара или наименование производителя без слов «или аналог» («или эквивалент») допустимо: для закупки запасных частей или расходных материалов для оборудования, находящегося на гарантии, и если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, технической эксплуатационной документацией, по решению заказчика, в случае если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Заказчиком и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков.
Обоснование такого решения указывается в документации процедуры закупки, в случаях стандартизации (унификации) закупаемых в отрасли товаров, работ, услуг, определенных распорядительными документами Заказчиком.
В любом случае Заказчик не вправе указывать требования к продукции, ее производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников процедуры закупки и нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Статья 14. Критерии оценки заявок на участие в процедурах закупки
1. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах комиссия по размещению заказа должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации, документации о проведении открытого запроса предложений, документации о проведении конкурентных переговоров.
При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах могут быть:
1) цена договора, цена единицы продукции;
2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
3) условия оплаты товара, работ, услуг;
4) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
5) качество технического предложения участника процедуры закупки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
6) квалификация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:
а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;
г) дополнительные подкритерии, установленные при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (данный критерий применяется при проведении запроса предложений и конкурентных переговоров);
7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
2. Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 1 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах. При этом заказчиком в документации должны быть установлены не менее двух критериев оценки, а критерий, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи, является обязательным критерием во всех случаях.
3. По критериям, указанным в пунктах 4, 5, 6 части 1 настоящей статьи, разрешается устанавливать в документации процедуры закупки подкритерии оценки при условии установления порядка оценки по каждому из подкритериев с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения.
4. Запрещается использование критерия, указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи, при закупке простых товаров серийного производства или простых материалов.
5. Значимость критерия оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, не может составлять менее 75 (семидесяти пяти) процентов.
Значимость критерия оценки заявок на участие в конкурентных переговорах, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, не может составлять менее 55 (пятидесяти пяти) процентов.
6. При размещении заказа путем запроса ценовых котировок критерии, указанные в пунктах 2 - 7 части 1 настоящей статьи не применяются.
7. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений по критериям, указанным в настоящей статье, устанавливается приказом руководителя Заказчика.